?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жизнь российского общества чрезвычайно неустроена. Ежедневно люди вовлекаются в невероятное количество конфликтов, подвергаются бесмысленным унижениям со стороны начальства, терпят неудобства вызванные безалаберностью чиновников и всё это происходит на фоне постоянной неуверенности в завтрашнем дне, отсутствия понимания, что произойдет в России не то что через десять лет, а даже через пять. В этих условиях, исполненных стресса, люди, неизбежно ищут хоть какого-то покоя и порядка, вовлекаются в процессы, помогающие им бороться с неврозами, порождаемыми жизнью в агрессивной российской обстановке. Религия, включая самую популярную — православие, включает людей именно в такие процессы, дарит им островок стабильности, атмосферу покоя, предоставляет защитный кокон, в котором люди могут на время укрыться от окружающего их хаоса, и погрузиться в размеренный, надежный, безопасный ритуал.

Именно в этом контексте надо рассматривать акцию Бунта Кисок. Они не совершали никакого преступления, и нет оснований их держать за решеткой. Тем не менее, их поступок по своему эффекту равен вторжению на сеанс психотерапии и бесмысленному размахиванию руками перед лицом раненного, ежедневно истязаемого человека, который уже привык открывать свою душу на кушетке. Это не просто некрасиво, это по-настоящему жестоко. Надо понимать, что именно скрывается за этими агрессивными криками об осквернении святынь — это просьбы несчастных оставить им хоть что-то, что способно дарить душевный покой. Усугубляет положение то, что организаторы, спланировавшие акцию, и поддерживащую всю эту соврисковую активность прекрасно знали, что делают, и ориентировались именно на этот эффект.

Многими уже отмечено, как удачно акция Кисок совпала с окончанием электорального цикла, как шумиха, поднятая вокруг акции, затмила ключевые политические проблемы стоящие перед русским народом. К этому можно добавить и вышеозначенные соображения: акция была сознательно направлена и на то, чтобы ударить по немногим источникам душевного покоя и психологической стабильности русского народа. Акция удалась, истерика которую мы наблюдаем со стороны православной общественности, красноречиво говорит сама за себя. Не менее красноречиво, тем не менее, выглядит и кампания обличения РПЦ: «посмотрите как они извиваются, смотрите как мы их тронули, смотрите насколько эмоционально повреждены эти люди». Верно, повреждены. А как не быть поврежденным? Наблюдая реакцию на Кисок не глумиться надо, а разобраться откуда вообще у значительного количества взрослых и, казалось бы, устроенных людей такое количество агрессии. Но как раз от этого вопроса нас пытаются отвести.

Отчасти, конечно, РПЦ виновата сама. Она не целиком осознаёт и не принимает свою роль, как самого успешного в России психотерапевта. Храмы до сих пор формально открыты, хотя там не приветствуют чужаков, священники до сих пор учат любви и распространению Евангелия, хотя их паства настолько душевно изранена, что ей необходимо обратное: изоляция и покой известного ритуала, а не споры с агностиками по вопросам доктриныт. Бунт Кисок со всей ясностью обнажил это противоречие. В бунту не было ничего формально запрещенного: лишь пара движений, не имевших никаких физических последствий для храма, на открытой для публики пространстве. Они не плевали на пол, не поливали иконы краской, не ломали подсвечники, не заходили в алтарь, их присутствия в храме не оставило никаких следов. Зато они сделали другое, они показали, что ни в одном месте русский человек не может обрести покоя и уверенности в происходящем, нет у русского защищенного пространства, везде он должен ожидать внезапных неурядиц. Ситуации можно было бы избежать, если бы храмы стали настоящими санктуариями, вход в которые был бы ограничен, но по доктринальным причинам РПЦ вряд ли на это когда-либо пойдет.

Сама необходимость рассматривать изоляционное решение подчеркивает проблемы нашего общества. Насколько же мы слабы, что не можем дать людям спокойно лечить свои душевные раны в той манере, которая им удобна? Бунт Кисок стремился показать, что у нас больное общество, и он это показал. В здоровом обществе, на Кисок и их кривляния бы посмотрели с недоумением, вывели, и забыли тотчас же. В здоровом обществе, у людей есть много источников внутренних сил, много душевных опор, и отдельные посягательства не выводят их из себя. Но откуда этим силам и опорам взяться у русских? Киски, вероятно, вполне знакомы с интернетом, читают оппозиционные блоги и информационные порталы на которых ежедневно, ежечасно, в подробностях описывается насколько Россия неустроена. Зная это, идти кривляться в Храм Христа Спасителя — все равно что пнуть щенка. Хотя сильнее всего пнули щенка не Киски, конечно, их вживую-то видело полтора человека, а те вполне чудовищные деятели, которые на основе этой акции провели всероссийскую медиа-кампанию.

Проблема здесь, как и во многих феноменах условного "левого движения", состоит в том, что оно пришло к нам из принципиально иначе устроенного общества. На Западе все эти панковские, феминистские, антиконсумеристские, альтерглобалистские и остальные протесты сами по себе стали формой такой же психотерапии. Общество, будчи устроеным и благополучным, ищет для себя раздражители, которые бы не давали ему окончательно закиснуть. Западная общественная жизнь — это тёплое болото не знающих нужды мещан, в которое субкультуры тыкают палками, выпуская пузыри скопившегося разложенческого газа. В России те же самые тычки палками попадают в едва успевшие закрыться раны и выпускают на поверхность не газ, а истошные крики и агрессию.

К сожалению, для самих протестующих их деятельность тоже является терапевтической мерой по борьбе с собственными комплексами, поэтому она никуда не денется. Само по себе, это не представляет проблемы, в конце концов на Западе этот протест успешно интегрирован в обыденную жизнь. Для такой интеграции важно, чтобы протест был направлен на настоящие источники общественных проблем. Какую бы нелюбовь не вызывала РПЦ, она явно не является столпом современного российского общественного уклада. Мы живём не во Франции 1760, и в лучшем случае наблюдаем лишь легкие заигрывания власти с Церковью, выражающиеся в основном в денежном довольствии и использовании Церкви как механизма для решения государственных проблем. Хотя Церковь устроилась в нынешнем режиме весьма неплохо для себя, её подчиненность совершенно очевидна. Протест же должен быть направлен против настоящих врагов общества. И хотя эти враги порой захаживают в Храм Христа Спасителя, их душевный покой можно потревожить только совершенно иным бунтом.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
heinza
Mar. 18th, 2012 08:41 pm (UTC)
Отличный, просто отличный текст!
Лучшее, что я читала по теме.
Спасибо!
phantomcor
Mar. 18th, 2012 09:07 pm (UTC)
В общем-то, да. Интересно рассмотреть в этом контексте зоозащитников (вопли про "студенток расчленивших пса", "маска-тян"), ну и как люди хорохорятся когда видят "осквернение могил" (чем иногда страдают бухающие по кладбищам неформалы). Причем, самая сильная реакция идет на женщин. Так что у нас остается? Сакральные места (храм, кладбища), "невинные" животные и таки бабы. Ну плюс еще педоистерия, опять же, святость детства, но это по всему миру насколько я понимаю.
cartesian_reykr
Mar. 18th, 2012 09:43 pm (UTC)
Ух, какой текст! Спасибо! Про левое движение на Западе и у нас и про Церковь как почти единственный для многих противовес окружающему хаосу - особенно хорошо.

Я тут "в порядке бреда" подумал, может ли быть разумное решение для консерваторов и ультраконсерваторов, которые хотят наказания именно за кощунство (не про этот случай речь, а про все подобные)? Если перенести самую общую идею castle doctrine, полностью отрезать госфинансирование Церкви (пусть верующие сами её содержат) и прописать чёткие условия - можно не просто выводить из храма, а именно говорить: это кощунство (намеренное нарушение чётко прописанных правил, оскорбляющее Церковь). И наказание - как на вторжение на частную территорию с оскорблением владельца (но без порчи вещей и грабежа). Это, повторюсь, как можно всё прописать, чтобы и ультраконсерваторам было хорошо и всем остальным не страшно и не тошно.
heinza
Mar. 18th, 2012 10:16 pm (UTC)
>> Про левое движение на Западе

У меня в голове уже давно крутятся мысли на эту тему.
Конечно, сформулировать их так же хорошо, как автор блога, мне не под силу.
Но все же в одной дискуссии по миграции (в журнале "честного левого" автора) какие-то удачные мысли прорезались.
Букв там прилично, да и вообще сыровато, аргументы рожались на коленке.
Но все же, мне кажется, там есть интересные места.
Была бы очень рада услышать Ваше мнение.
http://taki-net.livejournal.com/1248007.html?thread=27092999#t27092999

ЗЫ: С замечанием о "левом движении на западе" перекликается конкретно этот комментарий.
http://taki-net.livejournal.com/1248007.html?thread=27122439#t27122439

Edited at 2012-03-18 10:27 pm (UTC)
bacchusv
Mar. 18th, 2012 11:21 pm (UTC)
Здесь надо спросить у специалиста о том, как работает российское право, но в идеальной правовой системе, конечно, можно было бы оформить храмы как учреждения, предоставляющие услуги по публичному договору, в которого в частности входят правила поведения, акцептуемые по входу во храм. Нарушение правил -> нарушение договора -> гражданская ответственность. Вторжением на частную территорию это быть не может, пока храм работает на основе публичной оферты, т.е. объявляет, что он открыт для всех желающих акцептнуть условия.
cartesian_reykr
Mar. 18th, 2012 11:41 pm (UTC)
"Вторжением на частную территорию это быть не может, пока храм работает на основе публичной оферты, т.е. объявляет, что он открыт для всех желающих" - да, логично.

В принципе, это может быть устроено так: нарушение правил (грубое и явно сознательное) в религиозном учреждении (церкви, мечети, святилище Тенгри - неважно) облегчает коллективный иск об оскорблении от всех присутствующих.

Тут ведь узкий мостик - как всё-таки наказывать за кощунство (то, что адепты определённой религии полагают кощунством), но при этом не плодить даже отдалённых аналогов 282-й.

Степень наказания именно за оскорбление кощунством кажется мне вопросом для регионального референдума. Пусть у панков будет своя Христиания, а у консерваторов - своя Юта.
v_elva
Mar. 19th, 2012 04:28 am (UTC)
Ниасилила.
gaur_miaur
Mar. 19th, 2012 06:08 am (UTC)
Церковь такой же психотерапевт, как наркомафия.
gaur_miaur
Mar. 19th, 2012 06:11 am (UTC)
Зная это, идти кривляться в Храм Христа Спасителя — все равно что пнуть щенка. Хотя сильнее всего пнули щенка не Киски, конечно, их вживую-то видело полтора человека, а те вполне чудовищные деятели, которые на основе этой акции провели всероссийскую медиа-кампанию.
=============
Т.е. выходит те, кто приказал "связать и наказать". Сама РПЦ.
thelof
Mar. 19th, 2012 07:04 am (UTC)
Мне кажется, что еще в возмущении акцией Пусси Райот есть еще магическая сторона, этакий мистический гностицизм. Да, у нас убивают, воруют, бьют друг друга, но "храм" - это передний край нашего порядка, противостоящего силам хаоса (и освященного богами). У меня возникло ощущение, что такая интерпретация возможна, когда случайно подслушал рядовых патрульных полицейских возле Мосгорсуда перед тем, как православные активисты там начали харассить и бить пикетчиков. Один полицейский рассказывал другому с огромным возмущением: "Представляешь, они давай плясать там! МАСКИ НАДЕЛИ!!! В ХРАМЕ!!!!!". У меня возникло ощущение легкой несоразмерности степени возмущения масштабу события, особенно на фоне того, что патрульный полицейский предположительно наблюдает ежедневно или почти ежедневно.
nektobigfish
Mar. 19th, 2012 12:06 pm (UTC)
Респект в квадрате и кубе. Отменно, точно и... вкусно (padorn me за изврат ;)
igni_ss
Mar. 20th, 2012 09:58 am (UTC)
"В этих условиях, исполненных стресса, люди, неизбежно ищут хоть какого-то покоя и порядка, вовлекаются в процессы, помогающие им бороться с неврозами, порождаемыми жизнью в агрессивной российской обстановке. Религия, включая самую популярную — православие, включает людей именно в такие процессы, дарит им островок стабильности, атмосферу покоя, предоставляет защитный кокон, в котором люди могут на время укрыться от окружающего их хаоса, и погрузиться в размеренный, надежный, безопасный ритуал."

До 91го года Бога не было, а потом вдруг появился! Нихуя ж себе стабильность!

Не вижу никаких причин утверждать, будто службы РПЦ являются формой психотерапии. Русские обычно снимают стресс с помощью бухла, драк, банек со шлюхами и т.д. Те, кто поумнее занимаются спортом и т.д.

А, судя по тоннам ненависти, которые вылили недавно прихожане РПЦ, можно заключить, что там, у них под куполами, происходить обратный процесс - невротизация, озлобление и т.д.
bacchusv
Mar. 20th, 2012 11:33 am (UTC)
Русские обычно снимают стресс с помощью бухла, драк, банек со шлюхами и т.д. Те, кто поумнее занимаются спортом и т.д.
Это всё так, регулярная посещаемость богослужений очень низкая. Но те, кто их всё-таки посещают, делают это, по моему опыту, именно по описанным в посте причинам.

А, судя по тоннам ненависти, которые вылили недавно прихожане РПЦ, можно заключить, что там, у них под куполами, происходить обратный процесс - невротизация, озлобление и т.д.
О, ну это другое дело. Единственный ответ, который РПЦ способна предложить невротизированным гражданам это: "давайте собъёмся в стайки и будем защищать доктрину от посягательств современного мира". Это, конечно, очень сомнительное решение, большинство русских его сомнительность прекрасно понимают, и от того в храмы не ходят. В храмы приходят за умиротворением, но предоставляется оно там в очень специфическом виде.

Лучшие из православных, конечно, предлагают нечто куда более вменяемое. Я встречался и общался с нормальными священниками, поэтому не готов разделить твоё однозначно негативное отношение ко всей этой культуре. Они, тот же Кураев, как самый медийный, и демонстрируют то, чем церковь могла бы быть, если бы захотела. Но она не особенно хочет.
igni_ss
Mar. 20th, 2012 01:00 pm (UTC)
Если смотреть с точки зрения психологии, то исторически организованная религия решала несколько задач - в т.ч. психотерапевтическую, образовательную и пр. хорошие и годные. Но, помимо этого, церковь занималась индоктринированием "господствующей идеологией" и навязыванием определенных психологических отклонений, считавшихся образцом нормы в тот или иной исторический период. Ну, скажем, роль женщины в традиционном аграрном обществе очень походила то, что нынче называется обсессивно-компульсинвым расстройством. Это навязывалось в том числе через господствующую религию. Ну то есть, где-то подлечили, а где-то, наоборот, добавили пару неврозов, социально-одобряемых.

С течением времени образовательная и психотерапевтическая роль церкви снизилась - эти функции сейчас выполняют другие институты и куда успешнее. А вот все негативные аспекты при этом остались. Западные христианские институты, чтобы встроиться в современное общество, прошли ряд серьезных изменений, как доктринальных так и организационных. Даже католики, не говоря уж о протестантах. И все равно - периодически портят воздух креационизмом, антиабортной истерией и всякой антинаучной хренью типа борьбы с клонированием и ГМО. Православие никаких подобных, очеловечивающих реформ не проходило - целью всех православных реформистов от Никона до Сталина было не придание православию человеческого лица, а просто дальнейшее его подчинение государственной машине. Итого, мы сейчас имеем религию с первозданной средневековой доктриной, такой же как и 1000 лет назад, и аппаратом, который веками тюнинговался для лучшего сращения с государством. Ну аппарат и делает то для чего он всегда был предназначен, производя походу паству, с пеной у рта требующую средневековых четвертований. А Кураев тут просто пытается лепить милого щенка из серого волчищи. А волка, как известно, сколько ни корми - он в лес смотрит. И полезной в хозяйстве собакой никогда не станет. Потому что волк.
search4sense
Mar. 24th, 2012 06:21 pm (UTC)
Религия сейчас не решает никаких задач абсолютно. Если говорить без такта и политкорректности, институт религий вреден в настоящее время в принципе. Это не значит, что нужно его как-то целенаправленно разрушать, но это сухой факт из области практической психологии, ну может еще каких смежных дисциплин.
Что касается базовой причины уничтожения влияния религий, то она проста как 5 копеек: социальные сети. Ни одна религия мира не готова к прямому сверхинтенсивному коммуникационному противостоянию с современной глобальной этической системой, включающей космополитизм ну и прочую простейшую, очеведнейшую и самоценную для homo sapiens ерунду, которую церкви попросту не могут поглотить своей этикой, потому что эта этика слишком ущербна.
ursusrussus
Mar. 30th, 2012 10:35 am (UTC)
>Киски, вероятно, вполне знакомы с интернетом, читают оппозиционные блоги и информационные порталы на которых ежедневно, ежечасно, в подробностях описывается насколько Россия неустроена.

До нашей т.н. интеллигенции вообще с трудом доходит, что у подавляющего большинства людей в нашей стране есть потребность не в острых ощущения, не в подбавлении перца в размеренную поведневность, а нечто полностью противоположное.
bacchusv
Mar. 30th, 2012 11:13 am (UTC)
До нашей т.н. интеллигенции вообще с трудом доходит, что у подавляющего большинства людей в нашей стране есть потребность не в острых ощущения, не в подбавлении перца в размеренную поведневность, а нечто полностью противоположное.

О! В одном предложении пожалуй суть того, что я хотел сказать :) Рад, что увидели.
ursusrussus
Mar. 30th, 2012 11:22 am (UTC)
Спасибо. Я просто бывал на северах, где жизнь у людей - это смесь гонки Париж-Дакар по тундре с "Человеком с бульвара Капуцинов". Всю жизнь, без остановки. А наша страна по сравнению с Европой или США - это сплошные севера.
ursusrussus
Mar. 31st, 2012 09:21 am (UTC)
В свою очередь, люто бешено плюсую и лайкаю вот это:

>Совершенно верно. Правду показывать. А не тыкать людям на то, какие они убогие, средневековые и зашоренные. Таким способом их вряд ли можно мотивировать увидеть правду. Зато очень легко закрепить их в этой средневековости, даже сделать её предметом гордости.

Именно этим и занимается самоназначенний "думающий класс" в России последние лет двести.
reaganx
Mar. 30th, 2012 08:42 pm (UTC)
Есть такое впечатление, что ты относишься к "русским людям" как к детям или животным. Ведь они такие бедные, гонимые, несчастные, их нужно ограждать от зла и лелеять. Их, а не тех, кого значительная их часть желает загнобить (Pussy Riot). То есть это не взрослые люди со своей головой на плечах, а какие-то имбецилы. Не очень понимаю, как с такой позицией можно быть русским националистом.
bacchusv
Mar. 31st, 2012 02:02 pm (UTC)
Ограждать от зла это, вообще, нормальное отношение к людям. Если можно оградить от зла, то почему не оградить.

Про Пуси Райот буквально двумя постами ниже написано следующее: http://bacchusv.livejournal.com/320230.html
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

mazzini
bacchusv
bacchusv

Latest Month

June 2014
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner